Previous Entry Share Next Entry
"Замерзшие Шарлотты" в России
krasniy_klubok
http://www.krasniy-klubok.ru/articles/zamerzshie_sharlotty_v_rossii/

Тряпичные примитивы – моя большая любовь. Настолько большая, что современный детский магазин игрушек наводит на меня ужас. Чтобы как-то бороться с этой профессиональной деформацией, я стараюсь интересоваться куклами вообще, особенно промышленными и особенно историей их развития.
Несколько любопытных фактов.
Промышленная кукла сформировалась как коммерческий товар. Ее родиной считается Германия. Именно там впервые появилась система детских садов, и произошло переосмысление системы воспитания и функций игрушек. Но еще в первой половине XIX века немецкая кустарная игрушка завоевала российский рынок. Отечественные мастера с готовностью брали немецкие образцы, пробовали их повторять, и даже выдавали за иностранный продукт, копируя, в том числе и немецкие подписи.
1.jpg 3.jpg
Реплики из Австрийского музея кукол
Конец века был ознаменован расцветом немецкой кукольной индустрии, и объемы ее экспорта постоянно возрастали. В России существовали и свои предприятия, производившие кукол, но влияние на них западных образцов было очевидным.
Л.Г. Оршанский занимался изучением кустарной и промышленной куклы Германии, по его оценкам треть произведенной кукольной продукции Германии накануне Первой мировой войны покупалось русским рынком. Многие игрушечные конструкции приживались у русских мастеров, получали новую интерпретацию, и становились «народными». Известные «Куры на кругу» - изобретение немецких кустарей.
Фактором, спровоцировавшим переход к серийному производству, было появление новых материалов. Важную роль в кукольном производстве сыграл фарфор. Из материала для предметов роскоши он постепенно превращается в престижный и удобный для производства материал для кукольных головок. При своей хрупкости и не годности для активной детской игры, фарфоровая куколка становится очень популярной среди высших социальных слоев. Из женского образа она трансформируется во второй половине века в детский. Теперь куколки – это сверстники детей, со свойственной им наивностью и чистотой, а не женские грациозные модели.
В России производством фарфоровых кукол занимались заводы Гжели, московские фабрики, в хотьковских деревнях их расписывали, и часто выдавали за саксонские.
Большую популярность среди аристократических кругов получили немецкие купальные куклы «Замерзшие Шарлотты» - они были полыми внутри и не тонули. Замерзшими их называли из-за голубоватого оттенка фарфора, который производил впечатление, что кукла уже перекупалась и подмерзла. В России эти куклы были известны под кодовым названием – «Утопленнички», что свидетельствует либо о чувстве юмора, либо о врожденных садистических наклонностях потребителя этого товара.
2.jpg
Уменьшенная копия голенькой «Шарлотты» принимала участие в церемонии аристократического чаепития. Ею украшали тортики и размешивали сахар в чашках…
С этой милахой мы повстречались на блошиной рынке Портобелло в Лондоне, и уже не могли расстаться… Теперь она живет у нас в мастерской.
На протяжении XIX века меняется и костюм фабричной куклы. Долгое время именно функция демонстрации костюма была ведущей. Классическим примером куклы для демонстрации модной одежды были куклы «пандоры». Они использовались для распространения последней парижской моды, и предназначались для взрослых.
Игровые куклы долгое время поступали в продажу в неодетом виде, только в нижнем белье. Но с развитием легкой промышленности наряды стали для кукол обязательными и дорогостоящими спутниками. Модные европейские куколки вызывали большую критику. Их обвиняли в навязывании девочкам роли манекенов, которые умеют только менять наряды.
Играя с куклой, ребенок идентифицирует себя с ней. Проигрывая свадебный обряд, крестьянская девочка готовится к взрослой жизни. Так и городской ребенок, меняя туалеты, проигрывает программу женской социализации – необходимость пристойно и модно выглядеть, правильно вести себя в обществе.
Кроме того, кукла – это объект детской заботы, в этом ее воспитательная и развивающая функция. Пока одежда была не доступна по цене, платьица и чулочки шила сама девочка вместе с мамой. Умение правильно подобрать фасон, размер, навыки рукоделия всегда будут полезны будущей хозяйке. Но постепенно становится естественным покупать готовую одежду, соответствующую модным тенденциям. Кроме того меняется мода и на самих кукол. Оставляя своих старых кукол-подружек ради новинок, ребенок включается в рынок потребления.
Строго говоря, нет ничего плохого в качественной промышленной кукле. Все дело в той игре, которую играет ребенок, а взрослый ему подыгрывает….
Вера Ярилина


?

Log in